Наш подход к решению задачи
Раньше говорили, что процессом творчества управлять нельзя. С появлением и развитием ТРИЗ появилась возможность решать изобретательские задачи не по наитию, а методично. Сейчас точка зрения на творчество меняется, маятник опять качнулся в сторону творческого подхода, полёта ничем неограниченной фантазии. Многие говорят, чем дальше выйдешь за рамки, тем скорее решишь задачу.
Мы считаем такой подход однобоким. Во времена Альтшуллера соблюдался баланс между творческим и логическим началами, поэтому ТРИЗ была эффективной. Прорывные идеи чаще всего появляются, когда решатель ставит своё мышление в жёсткие рамки, максимально ограничивая возможности преобразования системы. Нужно стремиться к идеальному решению задачи – когда в системе ничего не нужно менять, а цель решения достигается.
Главное умение, необходимое при решении изобретательской задачи – это умение размышлять. Однако от хаотичных рассуждений бывает мало толку. Для эффективного решения задачи все звенья мыслительной цепи должны быть логически связаны, непротиворечивы, одно действие должно вытекать из другого.
Конечно, решение каждой определённой задачи предполагает уникальный, справедливый только для этой задачи набор действий. Кроме этого, на процесс решения задачи неизбежно накладывается личность решателя, его индивидуальный стиль мышления и опыт. Однако, вполне можно выделить универсальные задачные ситуации и типовые действия при улучшении проблемных ситуаций, наметить реперные точки, одинаковые для большого класса задач. Такой алгоритм, АИПС-2015 (алгоритм исправления проблемных ситуаций) лежит в основе нашего курса.
Мы разработали алгоритм АИПС-2015, объединив воедино подходы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и общей теории сильного мышления (ОТСМ), и многократно проверили его практическим решением задач в ведущих компаниях Южной Кореи SAMSUNG и POSCO. Процесс решения задач, представленный в "ТРИЗ-тренере", основан именно на этом алгоритме. Он несколько упрощен, но совершенно достаточен для решения предусмотренных в курсе задач.
Что представлено в разделе «Процесс решения задачи»?
"ТРИЗ-тренер" предлагает определённую пошаговую последовательность решения проблемы. Шаги решения задачи представлены в темплейте, который нужно заполнить, выполнив необходимые действия. В данном разделе описывается выполнение каждого шага темплейта, даются необходимые рекомендации и пояснения, подкреплённые положениями теорий ОТСМ и ТРИЗ. Основные методические положения, применяемые при решении изобретательской задачи скомпонованы в соответствии с процессом решения задачи, который рассматривается в данном учебном курсе.
Как это организовано?
В левом окне раздела «Процесс решения» показаны основные действия, согласно которым нужно решать задачу. В правом окне представлены тексты, которые объясняют цель и суть этих действий. Даются практические рекомендации, теоретические комментарии и примеры. Действия описаны таким образом, что раздел можно читать последовательно, как книгу. А можно выбирать для изучения те части, которые не до конца понятны вам при решении задачи и после изучения разборов задач.
Какой ещё поддерживающей информацией можно воспользоваться?
Своеобразным продолжением предыдущего раздела служит разделы «Дополнительная информация» в целом и «Литература» в частности.
В разделе «Дополнительная информация» вы можете найти более подробные разъяснения механизмов и моделей, применяемых при решении задач.
Раздел «Литература» содержит список дополнительных источников по данной теме. Это ссылки на интернет-источники и на печатные издания, помогающие лучше понять, как решать изобретательскую задачу. По контенту «ТРИЗ-тренера» будут даваться рекомендации, какой именно источник и в какой части необходимо дополнительно изучить, чтобы лучше понять конкретное действия при решении задачи.