Зачем учиться именно по "ТРИЗ-тренеру"
Решение нестандартных, творческих задач позволяет найти выход из самой сложной ситуации. Это справедливо как для производства и бизнеса, так и для ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Изобретение, новая эффективная идея даёт возможность принять точное инновационное решение в условиях недостатка ресурсов, времени и информации.
Эффективность решения изобретательских задач многократно повышается, если систематизировать сам процесс решения задачи, и действовать не хаотично, а по определённым правилам. Методики, построенные на основе общей теории сильного мышления (ОТСМ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), эффективны, проверены на практике, существенно ускоряют решение задач и позволяют получить сильные идеи.
Основная идея ТРИЗ состоит в том, что изобретения в мире технологий не появляются случайно, только под влиянием интуиции – их появление обусловлено объективными законами развития техники и технологий. Эти законы могут быть изучены и использованы для создания изобретений и прогноза развития машин. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, ведь процесс решения изобретательских проблем вместо бессистемного поиска основывается на системе логических операций.
Работу над созданием ТРИЗ начал в 1946 году Генрих Альтшуллер, советский инженер и изобретатель. Он работал с патентными фондами и изучал закономерности развития техники и технологий. В 1956 году была опубликована первая статья по новым методам технического творчества. Сегодня его теория известна и популярна во многих странах мира.
Какие положения лежат в основе ТРИЗ?
Во-первых. Возникновение и эволюция технических систем подчиняются объективным законам. Каждая система развивается в направлении улучшения её идеальности. Идеальной система становится тогда, когда она отсутствует, а её функция выполняется. Законы развития технических систем вытекают из законов диалектики, которые являются общими для всех систем.
Во-вторых. Все сильные изобретения появились с помощью определённого числа повторяющихся принципов. Этот вывод был сделан после анализа большого массива патентной информации, которая включает в себя опыт многих поколений изобретателей. Эти принципы (эвристики) были выявлены и дают возможность создавать новые сильные изобретения.
В третьих. При совершенствовании системы часто возникает ситуация технического противоречия - улучшение параметров системы приводит к ухудшению других её параметров. ТРИЗ даёт возможность разрешить противоречие, поскольку систематизированное представление проблемы позволяет использовать логические операции для её решения.
Использование или изучение ТРИЗ подразумевает постоянное развитие творческого воображения. ТРИЗ помогает бороться с психологической инерцией и другими недостатками, характерными для обычного мышления.
В последнее время активно развивается такой раздел ТРИЗ, как общая теория сильного мышления (ОТСМ). ОТСМ помогает понять, как мыслит решатель при решении проблемы, теория предусматривает ряд мыслительных операций, существенно упрощающих решение задачи. Основные положения этой теории разработаны Николаем Хоменко. Сочетание методов ОТСМ с инструментами ТРИЗ является наиболее эффективным способом решения сложных задач.
Использование ТРИЗ резко повышает эффективность работы инженера, и делает возможным технологический прорыв в данной области. Это подтверждается впечатляющими результатами применения ОТСМ-ТРИЗ на крупнейших компаниях SAMSUNG и POSCO (Корея). Авторский опыт, полученный при работе на этих компаниях, был использован для создания этой обучающей программы.
Система обучения "ТРИЗ-тренер" основана на оригинальных методах решения задач, базирующихся на фундаментальных понятиях ОТСМ-ТРИЗ технологий. Весь процесс обучения базируется на алгоритме исправления проблемных ситуаций (АИПС), на основе которого построен стандартный темплейт решения задачи.
Основные методические материалы представлены в трех частях:
- контрольные задачи для решения и сдачи преподавателю;
- разборы решений задач, используемые как аналоги;
- описание теоретических положений и инструментов, применяемых в соответствии с ОТСМ-ТРИЗ.
Кроме этого, в программе имеются глоссарийи список рекомендованной литературы.
Для сдачи заданий студентом и консультаций преподавателя предусмотрена система коммуникации – чат по каждой решаемой задаче.
"ТРИЗ-тренер" является интерактивной системой обучения. Подход к обучению, представленный в программе, разрешает противоречие, которое возникает во время любого обучения:
- Обучение с помощью семинаров, проводимых опытными преподавателями, - это эффективный метод обучения, но он является дорогостоящим и требует много времени.
- Обучение с помощью компьютерных программ гораздо менее затратно, но имеет тот недостаток, что материал презентации не всегда достаточно понятен, и нет никого, чтобы ответить на вопросы.
Как устраняется это противоречие в ТРИЗ-тренере?
Используется более экономичное компьютерное обучение, но его эффективность повышена следующим методом: основная часть материала представлена в электронной форме, а контроль над обучением и консультации по вопросам осуществляется опытными преподавателями.